О художественной ковке

Тайны ковки: технологии

Каждый раз, любуясь уникальным изделием художественной ковки, задаешь себе вопрос: как грубый и тяжелый, казалось бы, металл становится носителем таких воздушных, прекрасных образов и форм? Попробуем приподнять завесу над секретами кузнечного волшебства.

Чтобы ограничить сразу предмет статьи, скажем, что художественная ковка может быть станочной и ручной.

Все уникальные изделия: кованые ограды, перила, ворота, оконные решетки, предметы интерьера – создаются только руками мастеров с помощью специальных приспособлений и инструментов.

Помимо того, ковка бывает

  • горячая
  • холодная

Знакомый всем нам классический образ кузнеца с раскаленной заготовкой на наковальне и кувалдой в руке – это ручная горячая ковка. Вот и осветим некоторые ее хитрости.

 

Кузнечное искусство ведет свою историю с древнейших времен. С самого начала его цели были не только практическими – оружие, предметы быта, но и декоративными.

О мастерстве оружейников ходили легенды. Чтобы изготовить меч, который потом обретет свое имя и судьбу, нужно было умение, отточенное годами тяжкой работы. Но и тогда оставалось что-то неуловимое, без чего нельзя было стать мастером – обозначим это как «чувство металла».

Секреты ручной горячей ковки, на самом деле, не очень изменились за прошедшие века. Так же требуются годы ученичества и талант. Особые «фирменные» рецепты мы тщательно храним. Но в целом процесс описать можем.

При художественной ковке кувалда кузнеца весит два – восемь килограмм.

Заготовка достается из печи с помощью клещей с

  • полукруглыми
  • трубчатыми
  • плоскими губками

Форма заготовки изменяется с помощью специального инструмента – обжимки. Приспособление крепится к наковальне, другим концом – к деревянной ручке.

Для выравнивания поверхности используются гладилки, для создания неровностей – многочисленные подбойки.

Интересно, что при художественной ковке часто возникает необходимость выковать сначала инструмент, который позволит воплотить замысел.

Способы изменения параметров заготовки:

  • Уменьшение длины и увеличение диаметра. Целиком прогретая заготовка устанавливается вертикально, кувалдой ее утолщают, все время избегая изгибаний и при необходимости выравнивая их. Это «осадка». Когда утолщается только участок заготовки, это высадка.
  • Увеличение длины. Заготовку квадратного сечения кладут на наковальню и, проворачивая, наносят равномерные удары по всей длине.
  • Чтобы разделить заготовку на части, ее нужно очень сильно нагреть, уложить на наковальню или в специальную подсечку и разрубить заготовку ударами кувалды по зубилу, обязательно с двух сторон.

Именно рубка, не доведенная до конца, позволяет «выщепить» в заготовке отростки, которые становятся художественными элементами – листьями, завитками и т. п. Этот прием в изобилии встречается в кованых оградах.

  • При необходимости изогнуть заготовку ее нужно сначала высадить в соответствующей части, иначе при изгибе сечение будет тоньше. Для изгиба нужно прогреть только требуемый участок.
  • Часто можно видеть в орнаментах скрученные стержни. Для этого приема необходимо один конец прута закрепить в тисках, другой – в воротке, затем поворачивать. Так можно скрутить вместе и два стержня.

Перечисленные инструменты и приемы создают лишь приблизительное представление о кузнечном «таинстве». Художественная ручная ковка – это длительная и очень тщательная работа, которую в совершенстве выполняют наши мастера.


Компания "Смит Дизайн"
8(925) 495-91-00
О художественной ковке
Карта сайта